В католическом мире базиликой называют далеко не каждый храм – такой статус собору присваивает сам Папа римский.
Существует даже строгая иерархия – малые базилики, патриархальные, папские, великие и архибазилика. В столице Италии расположено четыре из шести великих базилик: соборы апостола Петра, апостола Павла, Иоанна Крестителя и Марии, матери Иисуса. Это самые почитаемые у паломников места, т.к. в них хранятся различные святыни и реликвии.
Базилика Святого Петра (Basilica di San Pietro)
Это один из символов Ватикана: собор фигурирует на многих фотографиях с видами города. Строить его начали еще в начале XVI столетия и возводили почти два века. Над постройкой храма поочередно работали знаменитые архитекторы той эпохи: Рафаэль (составил план), Микеланджело (работал над куполом и внутренним убранством), Бернини (украшал интерьер и построил площадь).
Центральный храм Ватикана носит имя апостола Петра и построен на месте, где, как считается, он похоронен. Кроме названия собора, Петру посвящена знаменитая бронзовая статуя, к ноге которой уже несколько веков благоговейно прикасаются миллионы паломников. В правом нефе храма находится другая известная скульптура – Пьета «Оплакивание Христа» работы Микеланджело.
Архитектурные шедевры – не единственное, чем восхищает базилика. Впечатляют также размеры: ее 130-метровый купол – это самое высокое строение в Риме, т.к. в городе не разрешены постройки выше, чем этот храм. Помещение собора площадью в три футбольных поля, способно принять шестьдесят тысяч посетителей. На полу зала нарисованы отметки с размерами других известных храмов, по которым можно судить о масштабах сооружения.
Базилика Иоанна Крестителя (San Giovanni al Laterano)
Этот собор – главнейший в иерархии католической церкви, что подчеркивается термином «архибазилика» в его официальном названии. Дворец при храме десять столетий служил резиденцией для пап и аудиторией для вселенских соборов. История базилики начинается в IV веке, когда было построено первое здание. До наших дней оно не сохранилось – несколько реконструкций и два пожара привели к полному обветшанию постройки, поэтому ее снесли и в XVI веке начали возводить новый собор. Строительство закончилось лишь в XVIII столетии.
Внешне базилика выглядит как дворец: солидная колоннада в классическом стиле с мощными постаментами, скульптурная группа во главе с Христом на вершине фасада, пять широких дверей, ведущих в просторное внутреннее помещение. Внутри здания – 130-метровый зал с мраморными колоннами и фресками работы Джотто. Пол храм богато декорирован мозаикой XIV века, а в боковых нишах размещены статуи святых. На самом заметном месте установлено хранилище реликвии – останков апостолов Петра и Павла. Рядом расположены кафедра и алтарь, служить за которыми может только папа римский. Это и делает базилику главной среди католических церквей.
Базилика Святого Павла (Basilica di San Paolo)
Собор построен на месте, где, судя по преданиям, находится могила казненного апостола Павла. Первое сооружение в честь мученика появилось еще в IV веке, но в глазах католической церкви это здание было слишком скромным для столь значимой фигуры, поэтому папа римский постановил построить что-то более грандиозное. Новый храм простоял до начала XIX века, когда был полностью уничтожен пожаром. Отстроенный вскоре после этого собор классического стиля сохранился до наших дней. Его фасад украшен яркой мозаикой с изображением библейских героев, а во дворе установлен памятник Павлу.
Внутреннее пространство базилики представляет собой прямоугольный зал (130*65 м) с триумфальной аркой, которая декорирована мозаикой, уцелевшей от пожара. Вдоль боковых стен проходит колоннада. Над мраморными колоннами – портреты всех пап. Центральное место в храме занимает алтарь, который облицован полудрагоценными камнями, подаренными императором Николаем Первым. Рядом с алтарем размещается главная реликвия собора – мощи апостола Павла и девять звеньев цепи, в которой его содержали перед казнью.
Базилика Святой Марии (Basilica di Santa Maria Maggiore)
Любопытный храм, в архитектуре которого смешались барокко и романский стиль. Собор основан еще в IV веке, но затем несколько раз модернизировался и расширялся. Например, колокольня была построена в XIV веке, а фасад видоизменялся вплоть до XVIII века. Свое название храм получил в честь Марии, матери Иисуса. По преданию, она во сне явилась епископу и указала место, где должна быть построена церковь.
Планировка внутренней части собора практически не менялась со дня основания, но каждое поколение верующих всячески старалось украсить интерьер. В результате базилика превратилась в один из самых красивых храмов Рима. Зал богато декорирован яркой мозаикой IV века, полы покрыты мраморными плитами, образующими рисунок орнамента, потолок над алтарем расписан красочными картинами со сценами из Библии. В палитре внутренней отделки доминирует золотистый цвет – детали интерьера выполнены из драгоценного металла, подаренного испанскими завоевателями Латинской Америки. Главная святыня базилики – фрагменты яслей, в которых, как полагают католики, лежал младенец Христос.