Театр Марцелла – римская достопримечательность с непростой судьбой: сначала он пострадал от пожара, потом был заброшен, затем его растащили на стройматериалы, после чего перестроили в крепость, а спустя пару столетий – во дворец. Несмотря на эти злоключения, театр, вернее, его останки по-прежнему выглядят эффектно, особенно вечером, с подсветкой.
Лучше всего осматривать театр Марцелла на экскурсии в компании профессионального гида
Архитектурный облик театра Марцелла
Первое, что бросается в глаза при осмотре театра – это его сходство с Колизеем. Правда, у того три яруса с колоннами, а не два, да и выглядят они гораздо красивее. Это же здание кажется пародией на шедевр, «недоколизей» какой-то. На самом деле, всё иначе – это Колизей похож на театр Марцелла, а не наоборот, потому что известный амфитеатр появился в Риме на полвека позже, уже в нашу эру, тогда как этот окончательно достроили к 13 году до нашей эры. Таким образом, это старейший из более-менее сохранившихся театров Древнего Рима, от его сверстников и предшественников остались лишь руины.
Что касается внешнего сходства с Колизеем – оно и вправду есть и весьма сильное. Оба здания построены в популярном в те времена стиле: трех-четырех ярусный фасад с арками, украшенный полуколоннами. У театра, кстати, изначально тоже было три яруса, но верхний не сохранился.
Использование колонн римляне переняли у древних греков, с той разницей, что у тех они были несущей конструкцией (на них опиралась крыша), а в Древнем Риме они выполняли только декоративную функцию. При этом 2000 лет назад у римских архитекторов была мода украшать фасад здания разными ордерами: например, у театра Марцелла, как и у Колизея, первый ярус был декорирован колоннами дорического стиля, второй – ионического, третий – коринфского.
Сегодня разглядеть отличия в колоннах нижнего и среднего яруса может разве что специалист – слишком много времени прошло. Но если включить воображение, то можно себе представить как это здание выглядело в момент ввода в эксплуатацию: монументальное подковообразное строение с высотой стен около 30 метров и диаметром полукруга – около 130 метров, его фасад был облицован панелями из белого известняка, который украшали большие театральные маски из мрамора.
Во внутреннем дворе располагались трибуны, перед ними – сцена, за ней – скена: здание, которое играло роль декораций и кулис. Трибуны были тоже трёхъярусными: первые ряды предназначались для знати, следующие – для женщин, верхние – для простолюдинов. По периметру сцену окружали мраморные статуи и декоративные элементы.
История театра Марцелла
Замысел построить большой театр возник еще у Юлия Цезаря, за 30 лет до начала строительства. Императору захотелось возвести что-то еще более впечатляющее, чем театр Помпея, который был на тот момент самым крупным в Риме. До наших дней тот театр не дожил, но его руины можно увидеть на площади Piazza Largo di Torre Argentina. Работы по возведению нового театра начались еще при Цезаре, но после смерти императора они были приостановлены. Продолжил строительство уже его приемный сын император Август. Он назвал театр в честь своего покойного племянника Марка Клавдия Марцелла, внезапная смерть которого в юношеском возврасте очень огорчила Оттавиана Августа.
Античные летописцы оставили противоречивые записи о вместительности трибун театра: в некоторых источниках написано о 30 000 зрителей, в других – о 14 000. Зато доподлинно известно, что при необходимости над сценой и зрительскими рядами натягивали тент, держащийся на деревянных конструкциях. К сожалению, сегодня уже невозможно увидеть ни трибуны, ни сцену: через 400 лет после строительства здание уже не использовалось по прямому назначению, оно пришло в запустение и его стали разбирать на материалы для строительства других сооружений.
В Средние века полуразрушенное здание театра переходило из рук в руки: его использовали как фундамент для строительства крепости, затем это военное укрепление решили перестроить во дворец. В этот период и появились этажи жилого дома над двумя ярусами арок. Зрителем они воспринимаются они как сбоку припёка, что неудивительно – за полторы тысячи лет сменилось несколько архитектурных стилей, так что более поздние пристройки на античном здании выглядят чужеродно.
Но полукруглой стене с арками еще повезло – остальная часть театра вообще не сохранилась: ее место заняли жилые постройки. Арки же стали использовать как торговые лавки, пока, наконец, Муссолини не распорядился реконструировать историческое здание.
Театр Марцелла: что посмотреть поблизости
Найти театр нетрудно – он находится на одноименной улице Via del Teatro di Marcello, что между Капитолием и мостом Фабриция над Тибром. Рядом с театром можно увидеть две постройки того же периода: напротив возвышаются три колонны, некогда принадлежавшие храму Аполлона, а на соседней улице сохранился фрагмент портика Октавии, матери того самого Марцелла. Портик этот служил парадным входом на уже несуществующую площадь, которую когда-то окружал ряд общественных учреждений и храмов.