ХОТИТЕ УВИДЕТЬ НАСТОЯЩУЮ ИТАЛИЮ?

Заказ экскурсий (бесплатно)

info.romewithlove@gmail.com

Заказать экскурсию Заказать звонок Нужна консультация? Отзывы о нашей работе >>>

Микеланджело Буонарроти — один из главных творцов и символов Возрождения, человек, чьи таланты прославились в веках, был хорош во всем, от стихосложения до живописи. Но сам себя считал все-таки скульптором. Об этом свидетельствуют письменные источники, где в качестве подписи мастера так и указано: «Микеланджело, скульптор».



К началу XXI века до нас дошло около 50 работ великого гения, и абсолютное большинство скульптур сосредоточено в Болонье и во Флоренции. В Риме же есть только три скульптуры — зато каждая из них достойна самого пристального внимания.

Пьета


Image result for Микеланджело пьета

Пожалуй, самая знаменитая и одна из лучших скульптур работы гения. Сейчас хранится — и показывается всем ценителям искусства, конечно же — в главном ватиканском соборе.
Увидеть Пьету можно почти каждый день на нашей Экскурсии в Музеи Ватикана!




Микеланджело вырезал скульптуру из драгоценного мрамора, когда ему было всего 24. Процесс занял два года. Заказчиком выступил Жан Билэр (известно также написание Бильер), посол короля Карла VIII. Пьету после его смерти нужно было установить как надгробие в усыпальнице.

Image result for Микеланджело пьета

Особенность Пьеты — не только в красоте и изяществе. Это единственная скульптура, на которой есть личная подпись мастера. Если приглядеться, можно увидеть, что поверх одеяния Девы лежит ремень, и на этом ремне тонким шрифтом высечена надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал». Отступить от своего правила и подписать скульптуру Микеланджело сподвигла дискуссия о том, кому принадлежит авторство творения, разгоревшаяся между посетившими рим ломбардийцами.

Пьета представляет собой необычную скульптуру: Дева Мария в образе молодой, прекрасной и кроткой женщины держит на коленях снятого с креста Иисуса. Скульптура у современников гения вызывала противоречивые чувства: изображение Богоматери не в виде смиренной старухи было непривычно, да и в ранних работах Микеланджело Мария всегда представала в почтенных летах.

Related image

Впрочем, мастер защищал свое видение, утверждая, что ее святость и непорочность сохраняют тело молодым — и поэтому Мария, никогда в жизни не испытывавшая даже тени нечестивых желаний, просто не могла состариться.

Пьету установили в соборе Святого Петра еще в середине XVIII века. Скульптура неоднократно подвергалась актам вандализма, самый крупный из которых произошел в 1972 году. Тогда на скульптуру накинулась молодой австралиец по имени Ласло Тот, называвший себя Иисусом, восставшим из мертвых.


Image result for Микеланджело пьета вандализм

Перед тем, как храмовники обезвредили вандала, он несколько раз ударил Пьету тяжелым геологическим молотом, практически обезобразив Деву Марию — у нее откололись веки, нос, часть левой руки. Всего же от скульптуры откололось 50 кусков мрамора разного размера.

Image result for Микеланджело пьета вандализм

К сожалению, не все детали, отлетевшие от статуи, вернулись на законное место. Реставрация была долгой и трудной, но в этом деле помог особый гипсовый слепок, сделанный Меркадали перед самым концом Второй Мировой войны. Благодаря этому слепку удалось восстановить все пропорции в точности и не допустить искажений.

Пьета и по сей день стоит в правом нефе собора, но теперь красота надежно защищена толстым пуленепробиваемым стеклом.

Скульптуры с гробницы Юлия II




Как и многие другие облеченные властью люди эпохи Возрождения, Юлий II заказал создание собственного мавзолея еще при жизни. Микеланджело взялся за эту задачу и работал над ней около 40 лет. По первоначальному проекту, созданному в самом начале XVI века, надгробие должны были венчать 40 скульптур. Правда, проект этот просуществовал недолго — пока Микеланджело ездил в каррарские каменоломни за мрамором, Юлий II отдал предпочтение другому и решил реконструировать базилику Константина.

До смерти Юлия II, последовавшей через несколько лет, работы так и не были начаты. Понтифик умер в 1513 году, а проект, значительно урезанный, сокращенный и переделанный, был утвержден в 6 редакции в 1542 году. Согласно этому проекту, гробницу должно украшать 7 скульптур, но Микеланджело — автор только 3 из них: статуй библейских жен Рахили и Лии и Моисея, того самого пророка, который вывел евреев из Египта. Впрочем, Моисей выступает важнейшей фигурой всей композиции, и сам мастер считал, что одного его изваяния хватит, чтобы придать красоту и достоинство гробнице. Кстати, распространено мнение, что под нижней губой Микеланджело «спрятал» изображение лица Юлия.

 

Лия и Рахиль, согласно идее творца, должны были стать олицетворением созидающего и созерцательного способов жизни. Рахиль изображает созерцание, олицетворяет созидание и естественную силу жизни. В целом историки и культурологи считают, что проект Микеланджело отражал промежуточную позицию Юлия II в отношении католичества и необходимости его преобразования в соответствии с требованиями времени. Существует мнение, что и часть скульптуры самого Юлия, который лежит на крышке саркофага, создана Микеланджело.



Скульптурная композиция сейчас находится в самой большой паломнической базилике Рима, Сан-Пьетро-ин-Винколи (что в переводе означает базилика Святого Петра в веригах).

Христо делла Минерва




У названия этой статуи, изображающей Иисуса, несколько переводов — Христос Спаситель, Несение Креста и даже Воскресение Христово. Скульптура располагается слева от алтарной группы в Санта Мария сопра Минерва.



Работа над скульптурой началась в 1514 году. В это же время Микеланджело работал над проектом гробницы Юлия II, но заказ от Вари все-таки взял. Любопытно, что когда создание скульптуры было уже близко к завершению, на чистом белом мраморе, прямо на лице Спасителя, проступили заметные черные прожилки. Скульптор счел это плохим знаком и остановил работу над скульптурой, позднее, уже во Флоренции, начав трудиться над второй версией.



Основу ее создал Микеланджело, но заканчивал его подмастерье, который умудрился испортить работу. Другой ученик по имени Федерико Фризи все же исправил содеянное, благодаря чему в 1521 году скульптурную композицию установили в церкви.



Первоначально Иисус был обнажен, что символизировало непорочное, абсолютно не поврежденное похотью и нечестивостью тело, но после Тридентского Собора было принято решение о добавлении к скульптурной композиции набедренной повязки, которая создана из бронзы и покрыта золотом.
Если Вы интересуетесь работами Микеланджело, советуем наш самый полный обзорный тур по Риму "Здравствуй, Рим!" 

↑ Наверх страницы ↑