ХОТИТЕ УВИДЕТЬ НАСТОЯЩУЮ ИТАЛИЮ?

Заказ экскурсий (бесплатно)

info.romewithlove@gmail.com

Заказать экскурсию Заказать звонок Нужна консультация? Отзывы о нашей работе >>>

Талантливый художник, основоположник нового направления, Караваджо в свое время имел репутацию бунтаря и провокатора – он упорно не вписывался в рамки канонов, а его картины шокировали зрителей излишним реализмом. Однако спустя века, именно правдоподобность стала главной причиной популярности Караваджо.

Мы перечислили для вас 9 мест в Риме, где можно увидеть шедевры Караваджо

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме

Церкви, где хранятся работы Караваджо

1. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези (San Luigi dei Francesi)

В этом храме три картины мастера и на всех трех один и тот же библейский герой – апостол Матфей (Маттео в Италии). На них изображено призвание святого, написание им Евангелия и мученическая смерть. В картинах этих нет ничего вызывающего и спорного, как в других работах мастера, но и они по меркам тех лет считались довольно смелыми: по мнению духовенства, Матфей изображен на них слишком уж приземленно, отчего святой кажется зрителям простым смертным.

Роспись церкви не обошлась без скандала – первый вариант картины «Матфей и ангел» не прошел цензуру, т.к. апостол был изображен слишком фривольно: он сидел, закинув ногу на ногу. Живописец был раздосадован тем, что его картину не одобрили, но согласился нарисовать другую. Второй вариант тоже не отвечает всем требованиям благопристойности – босые ноги Матфея явно диссонируют с торжественностью момента, но ее всё-таки приняли.

2. Базилика Сант-Агостино (Basilica di Sant Agostino in Campo Marzio)

Скромная церковь в двух кварталах от предыдущей, Сан-Луиджи-деи-Франчези, украшена одной из самых известных картин Караваджо – «Мадонна ди Лорето». Сюжет классический и безобидный, но Караваджо не был бы самим собой, если его детище не вызвало шквал негодования. Причиной упреков стали всё те же голые пятки: грязные ступни паломников были первым, что бросилось в глаза тем, кто принимал работу.

Фотографический реализм в деталях, который отличал Караваджо от других мастеров, часто становился причиной недовольства заказчиков. Проблема была еще и в том, что живописец писал без эскизов, сразу на чистовую, поэтому у священников, заказывающих картину, не было возможности предварительно ознакомиться с будущим сюжетом, их всякий раз ожидал сюрприз.

3. Базилика Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo)

В этой базилике можно увидеть две работы художника: первая посвящена эпизоду из Нового Завета, повествующему об обращении Савла (впоследствии апостол Павел) по дороге в Дамаск; вторая иллюстрирует предание, согласно которому, апостол Петр был распят головой вниз.

Обе картины чрезвычайно драматичны по сюжету и невероятно натуралистичны. Манера Караваджо здесь угадывается безошибочно: темный фон, из которого направленный луч света выхватывает напряженные людские фигуры, скрупулёзно прорисованные в деталях.

Галереи и музеи с картинами Караваджо

4. Ватиканская Пинакотека

Конечно, посетить это место стоит не только ради картины Караваджо: по богатству экспозиции это хранилище шедевров входит в число самых лучших музеев планеты. Коллекция средневековой живописи здесь весьма представительная: Рафаэль, Тициан, Перуджино. Но даже на их фоне полотно Караваджо выделяется особо – «Погребение Христа» стало неким эталоном среди живописцев, которые обращались к этой теме. Очень сильная картина, точно передающая трагизм ключевого сюжета Евангелия.

5. Капитолийские музеи (Musei Capitolini)

Здесь можно познакомиться с другой стороной творчества Караваджо – писал он не только на религиозную тематику, на его полотнах также можно встретить бытовые сюжеты. Например, «Предсказатель судьбы» – картина, изображающая уличную гадалку и ее клиента.

Нарисовано предельно жизненно, так что зритель невольно становится случайным свидетелем сценки из повседневной жизни рядовых итальянцев. Кстати, дугой вариант этой картины авторства того же Караваджо выставлен в Лувре.

6. Галерея Боргезе (Galleria Borghese)

Посещение галереи – настоящий праздник для поклонников таланта Караваджо: здесь собрана самая богатая в Риме коллекция его работ. Знаменитые картины на библейские сюжеты («Мадонна и младенец со святой Анной», «Иоанн Креститель», «Давид с головой Голиафа») соседствуют с портретами Вакха и мальчика с корзиной фруктов.

И у каждого из полотен необычная история: так, Вакх – это автопортрет живописца, написанный им во время тяжелой болезни; отрубленная голова в руках Давида – еще один автопортрет, написанный в непростой период скитаний по стране; чрезмерно обнаженный Иоанн Креститель был предметом бурных споров о манере изображения святых автором картины, а полотно с Мадонной не стали даже размещать в церкви, чтобы не смущать прихожан слишком откровенным декольте.

7. Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)

Ценители живописи найдут здесь много интересного для себя: в залах Национальной галереи старинного искусства, расположенной в этом дворце, выставлены работы Эль Греко, Тинторетто, Тициана, Рафаэля. Караваджо представлен картинами «Нарцисс» и «Юдифь, убивающая Олоферна», которые написаны в характерном стиле – с тщательной прорисовкой мельчащих подробностей.

8. Галерея Дориа-Памфили (Galleria Doria-Pamphili)

Эта коллекция содержит две картины Караваджо, иллюстрирующих сюжеты из Евангелия: раскаивающаяся Мария Магдалина и святое семейство на отдыхе по дороге в Египет. Хотя, конечно, сцену, где Иосиф держит партитуру для ангела, играющего на скрипке младенцу Христу, нельзя назвать библейской – такого эпизода в Писании нет. Глядя на эти картины, становится понятно, что Караваджо умел писать так, как от него ожидали служители церкви – в рамках приличий. Но судя по другим полотнам, так рисовать ему не очень-то хотелось.  

9. Галерея Корсини (Galleria Corsini)

В галерее для Караваджо отведен целый зал. Правда, его кисти принадлежит только одна из картин – «Иоанн Креститель», остальные – его последователям, караваджистам. Этот вариант портрета Иоанна заметно отличается от того, что выставлен в галерее Боргезе: пророк здесь изображен не настолько обнаженным, чтобы вызвать возмущение духовенства. При этом Караваджо остался верен себе: каждый мускул на теле юноши нарисован так достоверно, что картина вполне могла бы служить иллюстрацией к учебнику анатомии.  

Конечно же, знакомиться с Караваджо в Риме лучше всего в компании профессионального гида. Добро пожаловать на самые интересные экскурсии в Риме!

Пишите info.romewithlove@gmail.com / +39 327 538 1738 (viber, whats'app)

↑ Наверх страницы ↑